Что такое тормозной путь и от чего он зависит
При обучении управлению автомобилем в автошколе важно не только знать ПДД и применять их на практике, но также необходимо изучить устройство авто и его основные характеристики.
Основной характеристикой, относящейся к безопасному вождению, считается тормозной путь автомобиля. На этот показатель могут влиять различные факторы: дорожное покрытие, износ шин, метеорологические условия и др.
Что означает термин «тормозной путь»
Тормозным путем (а точнее, его длиной) называется то расстояние, которое необходимо пройти автомобилю для полной остановки, начиная с момента активации тормозной системы.
Водители нередко смешивают термины тормозного и остановочного пути, но это разные определения. Последнее добавляет к тормозному пути еще время, необходимое для того, чтобы водитель оценил дорожную ситуацию как опасную и нажал на тормоз, а также расстояние, которое прошел автомобиль за время между срабатыванием педали тормоза и откликом тормозной системы.
Длина тормозного пути отличается в зависимости от типа транспортного средства. И чем этот путь короче, тем больше шанс избежать ДТП или уменьшить его последствия. Короткий тормозной путь иногда может сохранить жизнь водителю или окружающим.
Величина тормозного пути одинакова – вне зависимости от того, находится ли за рулем новичок или опытный водитель. Ведь система с нажатой педалью в исправном состоянии будет работать одинаково. А вот остановочный путь зависит, в том числе и от водителя, его реакции на обнаружение препятствия и скорости действий.
Формула тормозного пути
Производители шин, автомобилей и сотрудники дорожных служб вычисляют тормозной путь по формуле, ведь авто, как и любое тело, подчиняется физическим законам. Выглядит она следующим образом:
Вычислить показатель тормозного пути возможно, умножив квадрат скорости, с которой двигался начавший тормозить автомобиль, на тормозной коэффициент, а затем поделив это на коэффициент сцепления с дорожным покрытием, умноженным на число 254. Эта формула применяется повсеместно сотрудниками ГИБДД и страховыми компаниями.
Например: если автомобиль, ехавший со скоростью 60 км/час по участку дороги с влажным покрытием, начал торможение, то согласно табличным значениям, его коэффициент сцепления с дорожным полотном равен 0,45. Если это легковое транспортное средство, то коэффициент торможения будет равен единице. В итоге получается длина тормозного пути приблизительно 32 м. Но остановочный путь при этом составит порядка 40 метров.
Что влияет на тормозной путь
На величину тормозного пути (как в большую, так и в меньшую сторону) могут влиять разные показатели, такие как:
-
Наличие системы АБС в авто помогает не отправлять машину в занос, а тормозить прерывисто на грани скольжения.
-
Модель и состояние шин, а также правильно установленные сезонные колеса, дают лучшее сцепление с полотном дороги.
-
Плохое состояние узлов и жидкостей тормозной системы приводит к частичному торможению колес и даже заносу.
-
Особенности дорожного покрытия и его дефекты могут изменить расстояние тормозного пути. Лучше всего сцепление с сухим асфальтом, а на мокрой дороге создается пленка воды, уменьшая эффективность торможения. Применение шипованной резины в летний период может привести к проскальзыванию колес, что увеличивает остановочный путь.
Способы уменьшения тормозного пути
Чтобы вовремя остановиться и не наехать на препятствие, необходимо знать способы улучшения торможения.
-
Следить за исправностью тормозной системы автомобиля. Не допускать критичного износа дисков и барабанов с накладками. Не допускать попадания воздуха в гидравлику тормозов. Своевременно менять технические жидкости.
-
Следить за состоянием шин и остаточной глубиной протектора. Для легковых транспортных средств она должна быть не менее 1,6 мм.
-
Двигаться с допустимой скоростью или меньшей, если видимость дороги затруднена. Этот параметр напрямую зависит на увеличение тормозного пути.
-
Стараться совершать поездки в хорошую погоду. В сильный ливень рекомендуется сделать остановку и подождать в безопасном месте.
-
При попадании в лужу, необходимо просушить тормозные колодки кратковременным периодическим нажатием на педаль. На спуске лучше применять пониженную передачу, помогая тормозить двигателем. Не рекомендуется долгое нажатие на тормоз при спуске – это может перегреть механизм.